«Без пакета»: станут ли мобильные операторы супермаркетами
Смогут ли абоненты продавать неиспользованные минуты/ГБ и какова цена свободы

«Документ предусматривает право абонента платить только за необходимые услуги. Например, только за «минуты», а не SMS и интернет, которые не используются, но включены в тарифный пакет» – так пояснил одну из новаций недавно принятого парламентом закона «Об электронных коммуникациях» его соавтор Александр Федиенко.
Mind поинтересовался у мобильных операторов и телеком-экспертов, как изменятся тарифы, останутся ли пакеты «все включено» и возможен ли возврат к тарификации за объем потребленных услуг. Спойлер: не все так однозначно, как описывает соавтор закона.
В чем проблема? Наиболее выгодная и удобная для операторов модель тарификации – пакетирование или бандлирование услуг. Но ее считают справедливой далеко не все клиенты. Пару лет назад Mind писал о том, что около трети абонентов вынуждены ежемесячно оплачивать заложенные в пакеты гигабайты, хотя не могут их использовать – просто потому что не имеют смартфонов.
С каждым годом уровень проникновения умных гаджетов растет. Но параллельно снижается потребление SMS и «голоса». Проще говоря, не все пользователи хотят оплачивать, скажем, 50 SMS в пакете, когда за месяц они отправляют одно-два сообщения.
В «Киевстар» Mind заверили, что и сейчас абоненты могут покупать у оператора отдельные услуги: «Например, пакеты интернета или только для звонков. Бизнес-клиенты могут заказывать SMS-пакеты и др.». Вероятно, речь идет об архивных тарифах, которыми еще могут пользоваться клиенты.
Мы промониторили предложения «большой тройки» и не нашло «рога изобилия». У «синего» оператора есть «Пакет 150 SMS» и «Дополнительные 30 и 100 минут на другие сети по Украине», у «красного» – Device M, Device L и Device 4G (в пакетах только ГБ, остальные услуги за дополнительную плату), у «желтого» – дата-тарифы «Гаджет Планшет», «Гаджет Роутер» и «Гаджет Роутер Плюс».
Какие новшества приняла ВР? В ст. 107 законопроекта, опубликованного уже после голосования, говорится следующее:
«Конечные пользователи услуг при заказе и/или получении электронных коммуникационных услуг имеют право на:
- свободный выбор вида и количества электронных коммуникационных услуг, предлагаемых поставщиками электронных коммуникационных услуг, в том числе получение при наличии технической возможности отдельной электронной коммуникационной услуги (не в составе пакета услуг);
- сокращение поставщиком электронных коммуникационных услуг доступа конечного пользователя к отдельным видам электронных коммуникационных услуг на основании его заявления;
- отказ от оплаты электронной коммуникационной услуги, которую они не заказывали».
«Операторы должны стать супермаркетом, где покупатели смогут набирать в «тележку» только нужные им продукты», – переводит на человеческий язык нормы документа телеком-эксперт Александр Глущенко.
Что изменится на практике после вступления закона в силу? На этот, на первый взгляд, простой вопрос Mind получил неоднозначных ответов. Издание не случайно выделило в цитатах закона уточнение «при наличии технической возможности». На эту «мелочь» обратили внимание игроки и эксперты рынка.
«Закон предусматривает право абонента платить только за необходимые услуги, но при наличии у оператора технической возможности. В современных сетях мобильной связи голос, интернет, SMS передаются как цифровой трафик в общем потоке данных. Поэтому мобильная связь предоставляется пользователю в виде тарифных пакетов с различными объемами трафика», – уверяют в «Киевстар».
«После подписания закона будут разрабатываться подзаконные акты. В том числе и «Правила предоставления и получения услуг электронных коммуникаций». В них стоило бы детализировать вопросы технической возможности», – говорит аналитик сектора «ІТ и телеком» Офиса эффективного регулирования (BRDO) Дмитрий Лебедев.
В «Vodafone Украина» и lifecell пока не спешат обнадеживать или расстраивать абонентов. «Пока сложно что-то комментировать. Тем более такие детали. Сможем, когда будет возможность анализировать принятый закон. Это будет сразу после подписи президента», – рассказали в пресс-службе «красного» оператора.
«Нормы о пакетировании услуг и их возможное влияние на формирования тарифов еще будут детально анализироваться», – отметили у «желтого» игрока.
Возможные сценарии. У операторов – более года на подготовку к часу Х. Нормы закона вступят в силу с 1 января 2022 года (если документ будет подписан президентом).
Для привлечения/удержания клиентуры игроки наверняка смогут найти технические возможности предоставления отдельных услуг. Сговор на рынке с совсем не вялой конкуренцией вряд ли возможен.
Пакеты останутся. «Норма действительно направлена на обеспечение возможности получения услуг отдельно. Но это не означает отсутствия пакетирования. Скорее, речь о возможности для абонентов получать услуги вне пакета. Также операторы обязуются предоставлять информацию о стоимости отдельных составляющих пакета услуг», – рассказывает Дмитрий Лебедев.
Возврат к тарификации за объем полученных услуг вряд ли пройдет. «Pay as you go – довольно невыгодная для операторов модель работы. В возвращении к ней операторы в целом не заинтересованы, особенно после того, как потратили годы на перевод всей абонентской базы на бандловую модель», – считает аналитик сектора «ІТ и телеком» BRDO.
Вероятен запуск тарифных конструкторов. Такое предположение высказал Александр Глущенко. Эту модель в 2017 году запускал lifecell. У абонентов была возможность самостоятельно выбирать объем нужных им услуг и не платить за неиспользуемые сервисы.

По неизвестным причинам тариф через некоторое время закрыли. Хотя он пользовался спросом, рассказывали в lifecell.
Возможна продажа ненужного объема услуг. «За рубежом уже есть кейсы, когда операторы разрешают своим абонентам продавать внутри сети неиспользованные минуты, ГБ, SMS. К примеру, за месяц выговорил 170 минут, а в пакете – 500, остаток продал. Да, операторы на этом ничего не зарабатывают. Таким образом, они заманивают новых клиентов и покупают лояльность старых. На украинском рынке не исключен такой сценарий. Это естественный отбор: кто не переходит на новый уровень конкуренции – проигрывает гонку», – рассуждает Глущенко.
Наиболее востребованными будут дата-тарифы. «Не секрет, что развитие технологий идет к тому, что «голос» обесценивается. Операторы говорят, что эту услугу включают бонусом в пакеты. В дальнейшем тренд будет задавать молодое поколение, для которого уже сейчас позвонить не по мессенджеру – как в космос слетать», – говорит Глущенко.
По его мнению, также возрастет спрос на услугу дополнительных Sim-карт (например, для IoT, телеметрии и т.д.), которые можно привязать к одному балансу абонента.
Цена свободы. «Скорее всего, операторы выстроят свои тарифные линейки таким образом, чтобы пользование услугами вне пакета было невыгодным для абонентов», – считает Дмитрий Лебедев из BRDO.
Схожее мнение у Александра Глущенко: «Законы рыночной экономики никто не отменял: опт (в нашем случае – бандлы) обычно дешевле розницы».
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: editor@mind.ua.