mind

Украина инновационная

Что такое украинский IT-рынок, и какие компании инвестируют в разработку собственных продуктов

Украинская IT-индустрия надежно заняла одно из ведущих мест на карте глобального рынка технологий. Считается, что Украина наиболее сильная в том, что обычно называют IT-аутсорсингом. То есть, проще говоря, в исполнении сегментов сложных задач на заказ высокотехнологичных компаний за относительно небольшие деньги. Но что представляет собой такой аутсорсинг, что отличает друг от друга компании, работающие на одном высококонкурентном рынке, и какое будущее ждет их, когда выигрывать ценой будет уже невозможно?

Представляем специальный проект Mind, посвященный отечественному IT-рынку. Мы разбирались в том, сколько шагов отделяет украинский IT-аутсорсинг от рынка продуктовых стартапов, а также поговорили с владельцами и топ-менеджерами крупнейших IT-компаний Украины. В проекте публикуем самое интересное из наших бесед, а также рассказываем о продуктах, созданных сервисными украинскими компаниями.

В многочисленных беседах с лидерами рынка IT-аутсорсинга Mind пришел к выводу, что основная часть крупнейших из них не рассматривает для себя продуктовую модель и считает перспективной именно сервисную нишу. Впрочем, даже эти компании начинают активно инвестировать в R&D, создают собственные исследовательские лаборатории. Это делается в первую очередь для того, чтобы создать среду для рождения новых идей, ведь аутсорсинговые компании пытаются создавать больше добавленной стоимости в предоставлении своих сервисов.

Это позволяет конкурировать на плотном рынке не рейтами, а знаниями и опытом. Во-вторых, R&D-лаборатории создаются для экспериментов с новыми технологиями, с которыми компания еще мало знакома, но без которых на меняющемся глобальном рынке технологий – никуда.

Некоторые из компаний рассматривают аутсорсинг только как вспомогательный элемент бизнеса и трамплин к продуктовому формату. Работа над клиентскими заказами становится для них своеобразной финансовой подушкой безопасности накануне вывода на рынок собственных платформ и продуктов.

5409
CEO компании Sigma Software: В Украине под аутсорсингом почему-то понимают «раб на галерах»
CEO компании Sigma Software: В Украине под аутсорсингом почему-то понимают «раб на галерах»
Валерий Красовский – о том, что такое IT-компания полного цикла, в чем разница между продуктовой и сервисной специализацией, и о специфике восприятия аутсорса в различных сообществах
Катерина Гребеник - 17 апреля 2018
4495
Топ-менеджеры GlobalLogic: «Мы предпочитаем называть себя R&D-лабораторией»
Топ-менеджеры GlobalLogic: «Мы предпочитаем называть себя R&D-лабораторией»
Управляющий директор Игорь Беда и вице-президент по инжинирингу Андрей Яворский – о высокотехнологичном консалтинге, а также о том, почему ответственность разработчиков за качество своего продукта с каждым годом увеличивается
Катерина Гребеник - 17 апреля 2018

Mind приводит подборку наиболее интересных и заметных IT-продуктов и решений, которые были созданы компаниями, специализирующимися в основном на аутсорсинговых сервисах.

Interio

Кто? Sigma Software Что? Мобильное приложение
Когда? 2016 Отрасль применения? Интерьерный дизайн

Interio – приложение для дизайнеров интерьера, которое позволяет видеть проект в виде голограмм в пространстве помещений, расставлять и менять форму, размер, цвет мебели и предметов интерьера с помощью технологии Augmented Reality, внедренной в Microsoft HoloLens.

Доктор Элекс

Кто? Компания ELEKS Что? Информационная система, приложение
Когда? 2008 год Отрасль применения? Медицина

«Доктор Элекс» – медицинская информационная система, которая автоматизирует все ключевые направления работы современного медучреждения – диагностики, регистратуры, врача, лаборатории, управления и отчетности. Древовидные шаблоны программы позволяют быстро и эффективно проводить осмотр пациентов, анализировать полученные данные. Ключевой элемент – информационное сопровождение медосмотров, а также интегрированная электронная медкарта пациента.

«Медицинская информационная система является собственным продуктом компании «Доктор Элекс», которая входит в группу компаний ELEKS. Система распространяется по лицензии, есть также возможность пользоваться системой по модели SaaS», - рассказывают в компании. В ELEKS уверяют, что разработка окупилась, и «Доктор Элекс» работает с прибылью. «Основные клиенты на данный момент – в Украине. Но продукт ориентирован и на глобальные рынки – США, Германия, Польша», – отмечают в ELEKS. Охват системы сейчас – это более 200 медучреждений, 50 из которых – в Европе, и 5 млн пациентов. 50% всех пользователей – это средние или крупные частные клиники.

В Украине «Доктор Элекс» обеспечивает возможность регистрации в системе eHealth, которая стала базой для проведения реформы здравоохранения. С 1 апреля 2018 года регистрация в ней станет обязательной для всех медучреждений. Базовый функционал в части подключения к eHealth будет бесплатным, уверяют в ELEKS.

BioLock

Кто? Компания SoftServe Что? Смарт-система
Когда? 2016 Отрасль применения? Автомотив, логистика

Смарт-система BioLock, разработанная научно-исследовательской лабораторией компании SoftServe, анализирует электрокардиографические (ЭКГ) сигналы для аутентификации водителей и мониторинга их здоровья. «Смарт-система обеспечивает прямую коммуникацию между ЭКГ-биосенсорами, встроенными в автомобильный руль, и мобильными устройствами, для легкого распознавания и мониторинга пользователей через простое касание», – объясняют в компании. При разработке была использована нейронная сеть на основе библиотеки TensorFlow, которую натренировали для определения сигналов ЭКГ конкретного пользователя.

В SoftServe уверяют, что верификация, основанная на анализе ЭКГ, имеет ряд преимуществ в сравнении с альтернативными методами аутентификации, такими как пароли, карты безопасности или распознавание отпечатков пальцев. «Даже биометрический отпечаток пальца не является до конца надежным для аутентификации из-за того, что отпечаток – это одноразовые данные. Биометрия сердца и сопротивления тела позволяет получить целый поток комплексных данных, которые значительно тяжелее подделать, чем отпечаток пальца», – говорят в SoftServe.

На эту разработку у SoftServe ушло несколько месяцев, в течение которых над ней работали 8 человек. Об окупаемости продукта в компании пока не говорят, но уверяют, что заинтересованность в использовании системы в своей операционной деятельности уже подтвердил один клиент, Overhaul Group. Это американская компания, которая занимается созданием технологий и систем для управления производительностью в транспортных компаниях.

Vidible

Кто? Компания Sigma Software Что? Платформа для обмена видеоконтентом
Когда? 2012 Отрасль применения? Медиа, развлечения

Vidible – стартап, онлайн-платформа для совместного использования и распространения видеоконтента. Загрузка, поиск видео, его трансляция и распространение через платформу позволяют доставить его потребителю кратчайшим способом. А дополнительные функции помогают монетизировать видео, обрабатывать данные и собирать статистику.

«Уникальная технология позволяет объединить поставщиков рекламы с мировыми медиабрендами в одном месте. Еще совсем недавно компании – производители видео, вроде небольших американских новостных агентств, и компании-потребители не имели единого инструмента взаимодействия. Vidible решает эту проблему. Платформа позволяет компаниям-производителям заливать свои видео в систему. А владельцы сайтов могут находить то, что их интересует, группировать, создавать плеер и вставлять на свои сайты», – объясняют в компании. При разработке инженеры Sigma Software использовали технологии BigData и ряд других технологий и популярных сейчас практик.

В 2014 году стартап приобрел американский медиа-конгломерат AOL (сейчас – Oath) – стоимость сделки эксперты оценили в $50 млн. Сегодня систему ежедневно используют 30 000 компаний, она обрабатывает до миллиона запросов в секунду и до 120 Тб информации ежедневно.

Nautilus

Кто? Global Logic Что? Платформа виртуализации
Когда? 2016 Отрасль применения? Автомобильная

Собственная идея и разработка R&D центра Global Logic, которая велась не под конкретного заказчика, – платформа виртуализации, позволяющая запускать на одном процессоре несколько операционных систем. Разработка предназначена для автомобильной промышленности, в которой критически важно с точки зрения безопасности отделить основные функции по жизнеобеспечению и работе автомобиля от информационно-развлекательной области.

«Таким образом пассажиров полностью обезопасят от возможных сбоев в развлекательном ПО или попыток получить доступ к управлению автомобиля извне», – объясняют в компании.

Заказчиками платформы уже стали компании из Азии, скоро ожидаются клиенты в США. В данном случае это поставщики, которые работают с крупнейшими автомобильными концернами (конкретных названий в Global Logic не разглашают). «Для нас это одна из разработок, которая полностью покрыла все затраты на нее и даже принесла прибыль», – говорит вице-президент по инжинирингу Global Logic Андрей Яворский.

A-gnоstics

Кто? Soft Elegance Что? Фреймворк, програмная платформа
Когда? 2017 Отрасль применения? Нефтегазовая

Описание. «A-gnоstics – это SaaS-система, которая использует машинное обучение и искусственный интеллект для анализа петабайтов промышленных данных. Ее основная цель – в режиме реального времени производить интеллектуальный мониторинг промышленного оборудования и предсказывать поломки», – рассказывают в компании.

В основе продукта лежит концепция Industry 4.0 («четвертой промышленной революции»), при разработке использованы новейшие возможности технологий Big Data, Machine Learning и Internet-of-Things. На данный момент продукт находится в стадии разработки, но рабочий прототип уже участвует как конкурсант на международных выставках (один из примеров – Bind 4.0). Основная ориентация продукта – на нефтегазовую индустрию и ее оборудование. Пилотное внедрение было выполнено для американской компании:ее название в SoftElegance разглашать не могут, уточняют только, что она входит в список Fortune 200 и является одним из лидеров производства оборудования для нефтегазовой промышленности.

SoftElegance на рынке с 1993 года и специализируется на разработке программного обеспечения под заказ, используя как традиционные технологии, такие как .NET, так и технологии для обработки больших данных (Big Data), науки анализа данных (Data Science), а так же искусственный интеллект (AI, Artificial Intelligence).

Fuel Monitoring Application

Кто? Sigma Software Что? ПО для «умной» системы автомобиля
Когда? 2016 Отрасль применения? Автомобильная, развлечения

Решение помогает владельцам автомобилей контролировать расход топлива, сравнивать цены и качество топлива на различных АЗС и определять скорость автомобиля, которая является оптимальной исходя из расхода топлива.

Приложение было разработано для работы под FreeBSD и Android. Для сбора данных с автомобиля использовались адаптеры OBD-II. Приложение собирает информацию и сравнивает расход топлива с учетом различных условий, таких как температура наружного воздуха, количество пассажиров в машине, скорость, независимо от того, движется ли автомобиль в городе или по шоссе и т. д.

Система также позволяет анализировать историю заправок, рассчитывая сумму, потраченную на топливо за определенный период: несколько дней, неделю, месяц или год. Для некоторых стран и международных поездок приложение отслеживает цены и рекомендует использовать топливную компанию/тип топлива на основе качества топлива.

VoiceMyBot

Кто? SoftServe Что? Голосовой чат-бот, искусственный интеллект
Когда? 2016 Отрасль применения? FMCG

VoiceMyBot – инновационный чат-бот с голосовым интерфейсом. «Одним из популярных продуктов нашего клиента Atlassian является HipChat – это тысячи уже написанных чат-ботов, которых со временем становится все больше. Управлять ими можно только через написание команд в чате», – объясняют в SoftSеrve, компании-разработчике. Команда компании предложила идею: интегрировать корпоративный мессенджер HipChat с голосовым помощником Alexa, продуктом Amazon Echo.

«Это один из первых кейсов интеграции голосового помощника в рабочие бизнес-процессы», – говорят в  SoftSеrve. Теперь Echo способна отвечать на запросы, принимать участие в обсуждении от имени хозяина, передавать краткое содержание рабочего чата и решать другие задачи офисного общения.

Как показало время, VoiceMyBot может быть эффективным и часто используется для срочных оповещений об инцидентах. В частности, в Atlassian систему как раз тестировали на примере экстренных ситуаций. Например, системные администраторы мгновенно получают сообщение от помощника о том, что какой-то сервис не работает и с сайтом проблема, и тогда они могут оперативно ее решить.

«Ранее Alexa не могла сама инициировать разговор, до тех пор пока пользователь не обращался к ней. Теперь же, в отличие от других помощников, Alexa может без команды передавать срочные сообщения пользователю – для этого нужно лишь настроить алгоритмы связи с другими приложениями и сервисами», – рассказали в пресс-службе в  SoftSеrve. Общение с помощником происходит посредством алгоритмов, созданных через Open API.

Novell Netware/GroupWise Client for Linux

Кто? N-IX Что? Почтовый клиент
Когда? 2002 Отрасль применения? Технологии

N-IX сегодня является классической сервисной компанией, однако она начинала деятельность как компания-стартап. «В 2002 году мы с партнерами увидели возможность в создании программного обеспечения для Novell под операционную систему Linux. Речь шла о создании почтового клиента Novell NetWare и GroupWise – аналога Outlook Exchange для Novell», – рассказывают в N-IX. Клиент обеспечивает подключение Novell NetWare® и Novell Open Enterprise Server к рабочим станциям Linux, переведя команды сценария входа в свои Linux-аналоги.

Почтовый клиент стал популярен и использовался более чем 13 тыс. предприятий по всему миру.

Примерно через полгода после создания стартапа, в январе 2003-го, разработку заметила сама компания Novell и приобрела лицензию на это ПО, а также подписала с N-IX контракт о дальнейшем сотрудничестве, разработке и поддержке этого и других продуктов.

«Сегодня компания Novell уже фактически не существует. Но эта история стала толчком к созданию N-IX. По сути, в своей работе мы переориентировались с продуктовой на сервисную модель бизнеса», – объясняют в компании.

Но опыт работы над продуктами есть и в новейшей истории N-IX. Так, одна из команд компании занимается созданием продукта с использованием виртуальной реальности. Это VR-тренер по американскому футболу.

Основатель стартапа не имел отношения к компании, а лишь обратился к ней как разработчику. «Но мы увидели в этом проекте перспективу и решили инвестировать в него. Теперь мы не только разработчики, но и партнеры», – рассказали Mind в N-IX.

Shopping Assistant

Кто? Sigma Software Что? Приложение для шоппинга на базе Sony SmartEyeglass
Когда? 2016 Отрасль применения?  Ритейл, e-commerce

Приложение сканирует штрих-коды продуктов камерой, встроенной в Sony SmartEyeglass, затем выдает пользователю на экран очков информацию о продукте. Например, тип продукта, страна производителя и цена. Решение позволяет добавлять продукты в виртуальную корзину и рассчитывать общую стоимость покупки.

«Приложение не просто позволяет клиенту легко получить исчерпывающую информацию о продукте. Поскольку пользователь может добавлять или удалять отсканированные продукты в виртуальную тележку, он/она всегда знает общую сумму стоимости продуктов еще до того, как дойдет до кассы», – говорят в компании Sigma Software.

SalesWorks

Кто? SoftServe Что? SFA (sales force automation)-solution
Когда? 2005 Отрасль применения?  FMCG

SoftServe Business Systems создала целую линейку программных продуктов для торговых компаний. SFA-решения – это решения для автоматизации торговых представителей, мерчендайзеров, а также ключевых процессов дистрибуции товаров в целом. Например, SalesWorks Enterprise – трехуровневое решение для автоматизации крупных торгово-производственных компаний с разветвленной системой дистрибуции.

Продукт заточен на все основные бизнес-процессы, связанные с продвижением товара по цепочке производство – сеть региональных дистрибьюторов – эксклюзивные команды торговых представителей. А SalesWorks Professional – двухуровневая система, которая автоматизирует бизнес-процессы между дистрибьюторами и торговыми агентами. 
Компания SoftServe Business, которая занимается разработкой этих продуктов, ведет свою деятельность в основном в Украине и СНГ, рассказывает сооснователь компании Тарас Кыцмей.

«Сегодня у нас по этому продукту около 60% рынка Украины, мы вторые в РФ, работаем и в других странах СНГ», – говорит Кыцмей. Кроме России, из стран СНГ решения используются также в Грузии. В компании рассказали Mind, что в SoftServe Business работают от 250 до 300 человек, она успешна и прибыльна. Своих финансовых показателей SoftServe Business не раскрывает.

Horizon

Кто? Luxoft Что? Платформа визуализации данных
Когда? 2012 Отрасль применения?  Финансы, промышленность

В компании называют Horizon фреймворком для визуализации данных следующего поколения, который, используя данные из различных источников, представляет их через инновационный пользовательский интерфейс – удобные экраны, которыми можно управлять с помощью жестов. При помощи системы можно структурировать данные как в макро-, так и в микроперспективе для получения либо общего взгляда на ситуацию, либо деталей по конкретному бизнес-кейсу для оценки рисков и своевременного принятия важных решений.

Платформа позволяет быстро создавать динамические графические приложения, которые доступны как в браузерах, так и с мобильных. Для всех устройств, включая мобильные, применяется единая платформа – это снижает стоимость разработки и увеличивает скорость и удобство доступа, уверяет разработчик. 

«Horizon – это первая подобная платформа, которая ориентирована не на аналитиков, а на пользователей, которые принимают решения в бизнесе, ценят простоту и удобство анализа», – говорят в Luxoft.

Изначально компания ориентировала разработку на финансовый сектор, но позже успешно интегрировала ее в навигационно-информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС». «Сегодня ввиду своей универсальности, простоты использования и наглядности платформа имеет широкую аудиторию пользователей – от банков и аудиторских фирм до системных интеграторов», – рассказывают в Luxoft.

Telecom Interconnect Business Suite (TIBS)

Кто? Telesens Что? Набор приложений, BSS/OSS/VAS – решения
Когда? 1998 – начало разработки Отрасль применения? Телеком

В настоящий момент в линейке Telesens две линейки собственных продуктов для поддержки деятельности операторов связи. Первая из них, Interconnect Business Suite (TIBS), позволяет телекомам эффективно управлять отношениями с контрагентами и партнерами по бизнесу. Другая – набор OSS/BSS/VAS-решений – поддерживает коммерческую и операционную деятельность оператора и расширяет возможности его сети. «Продукты Telesens успешно эксплуатируются в крупнейших телекомах Украины, Беларуси, Германии, Казахстана, Узбекистана и других стран Европы и Азии», – говорят в пресс-службе компании.

Компания Telesens с самого начала своего существования параллельно развивала два направления деятельности – аутсорсинговое и продуктовое. Основанная в 1998 году, Telesens является одним из крупнейших в СНГ разработчиком комплексных программ и решений для отрасли телекоммуникаций. В 2009 году ее выкупила британская Grocor Management, сегодня штаб-квартира компании находится в Лондоне, а центр разработки – в Харькове.

Компания экспериментирует в отраслях и вне телекома. Так, в 2016 году Telesens разработала собственную коммуникационную платформу со сквозным шифрованием и бесплатное приложение на ее базе -– True Secure Messenger.

«Приложение обеспечивает общение зарегистрированных пользователей в индивидуальных и групповых чатах, а также обмен файлами. Отличительной особенностью мессенджера является повышенный уровень безопасности по сравнению с популярными коммуникаторами, а также уникальный механизм защиты от так называемых атак изнутри (man-in-the-middleattacks)», – рассказали в компании.

Среди новых продуктовых разработток также – решение для управления деятельностью сервисных компаний и мобильных бригад, своего рода гибрид CRM (Customer Relationship Management) и FSM (Field Services Management) систем. Сейчас этот продукт внедряется в крупной сети клиниговых компаний в Северной Америке (США и Канада).